АС СиОИ
Общая информация Ссылка на заголовок
Период: Декабрь 2013 — Февраль 2017
Наименование: Система Сбора и Обработки Информации
Пользователи: Министерство Энергетики РФ, АО «Системный Оператор ЕЭС»
Исполнитель: IT Energy Service
Заказчик: АО «Техническая инспекция ЕЭС»
Моя роль: Data engineer, Аналитик, Архитектор, Разработчик
Размер команды: 35 специалистов
Управленческое достижение Ссылка на заголовок
🎭 Поначалу хотел описать функциональные требования и технические решения. Но решил рассказать о своем самом важном управленческом достижении. Текста будет много и в нем не будет ничего про мои навыки архитектора или разработчика, поэтому если хотите вернуться к более релевантным разделам — don’t hesitate to do so.
Пролог Ссылка на заголовок
Первая очередь АС СиОИ была запущена в 2012 году. Её основу составляли АРМы, представлявшие собой автоматизированные макросами Excel-файлы с формами для заполнения отчетных данных.
Разработку и поддержку системы вел отдел, который мы называли Старой Гвардией. В основной своей массе его составляли программисты, которые работали в компании еще с советских времен, когда она носила звучное имя “Главный Вычислительный Центр Энергетики”. Самому младшему сотруднику отдела шел пятый десяток.
На момент заключения контракта на разработку второй очереди я занимал в IT Energy Service должность руководителя направления, которому и была поручена ее реализация. Мне было 26, разработчикам — и того меньше.
Часть первая: Слияние Ссылка на заголовок
Вторая очередь АС СиОИ создавалась в течении 2015 года параллельно с продолжавшейся поддержкой первой. Наша команда и до этого взаимодействовала со Старой Гвардией в рамках реализации других порталов, но со стартом работ над новой системой требовалась все большая когезия. Мы даже сменили офис, чтобы работать в одном open-space.
Финальным аккордом объединения было решение руководства компании о встраивании прежней команды в наше направление, что в один миг увеличило число моих подчинённых вдвое (не считая сопоставимой по размерам команды субподрядчика).
Поначалу все шло хорошо: мы регулярно консультировались с опытными сотрудниками по методологическим вопросам, воочию наблюдали как осуществляется поддержка пользователей, какие проблемы вызывают наибольшую озабоченность заказчика.
Но чем ближе к запуску новой системы, тем очевиднее для всех было неизбежное:
There is no country for old men
Не облегчало ситуацию и неофициальное распоряжение руководства “после перехода на вторую очередь сохранить как можно больше сотрудников на своих местах”. В моей голове тогда это значило только одно — обуза!
Часть вторая: Трансформация Ссылка на заголовок
Переход с одной системы на другую был похож на экранизацию картин Босха. Шутка ли, сотни энергетических компаний со всей страны, две госкомпании со стороны заказчика и Министерство Энергетики РФ, которое требовало своевременного предоставления консолидированной отчетности независимо от технических нюансов сбора исходных данных.
Подливало масла в огонь и то, что операторы первой линии поддержки работали в том же помещении, плечом к плечу с моей командой, и очередной звонок раздавался в каждом из нас пронзительным воплем.
Надо отдать должное пользователям, которые за это время прошли все стадии горя:
- отрицали новую систему и просили вернуть старую
- обрушивали тонны гневных проклятий
- торговались, чтобы мы ручками поправили искаженные системой данные
- депрессивно молчали в ожидании bug-fix
- наконец, приняли, что мир несовершенен, и писали нам стихи
В эти первые месяцы было не до кадровых перестановок — все делали всё. Однако, стабилизировав систему, пришлось решать, как обеспечить задачами тех, кто годами занимался разработкой Excel-форм на VBA.
Первой прошла переориентацию сотрудница, занимавшаяся ранее разработкой аналитической отчетности. В новой системе для этих целей использовался SAP BusinessObjects. На первых парах она оформляла визуальное представление отчетов, форматирование текстов и графики. Освоившись в инструменте, начала настраивать бизнес-логику, а уже спустя несколько месяцев мы смогли со спокойной душой доверить ей разработку OLAP-кубов.
Имевшие опыт работы с базами данных, также сперва лишь вносили точечные правки и со временем, постепенно раскрывая свой потенциал, брали на себя все более сложные задачи вплоть до автоматизаций на уровне БД: писали процедуры, триггеры, оптимизировали запросы.
Но больше всех меня удивила самая почтенная сотрудница 75-ти лет. Ведомый своими предрассудками, я до последнего откладывал попытку встроить ее в новую среду и внутренне готовился к принятию непростого решения. Помогла вынужденная необходимость: субподрядчики, осуществлявшие поддержку той части системы, что была написана на APEX, ушли с проекта, и нам требовалось заместить их своими ресурсами. Несмотря на то, что компания имела богатый опыт в Oracle, проектов на апексе никто раньше не делал, так что я решил попробовать. И, boy oh boy, я и представить не мог, насколько успешно это получится. Лидия Никитишна с упорством, достойным лучшего применения, взялась за освоение новой для себя области, и, спустя всего месяц, мы и думать забыли о проблемах в этом направлении — она лузгала прилетавшие задачки как семечки!
Часть третья: Просветление Ссылка на заголовок
Первый год поддержки новой системы дал всем нам ни с чем не сравнимый опыт. Первое время две команды очень настороженно друг к другу относились: молодёжь, включая меня, не понимала, чем эти динозавры могут быть полезны, ветераны возмущались, почему шпана указывает как им работать. Но к осени мы стали единой слаженной командой, где каждый понимал и уважал вклад коллег. Я с неприкрытой радостью наблюдал, как вчерашние студенты работают вместе с теми, кто застал перфокарты: картина, которая еще недавно мне казалась невозможной.
Эпилог Ссылка на заголовок
Из всей Старой Гвардии на пенсию пришлось проводить лишь одного сотрудника, который ни новых задач выполнять не хотел, ни от просмотра роликов с одного кхм-кхм …хаба на рабочем месте отказываться.
Лично для меня в этой истории самым важным стало осознание простой истины: мы живы, пока мы нужны. Нет лучшего средства против старения, чем чувство собственной востребованности.
Технические детали проекта Ссылка на заголовок
- Платформа: Java EE, Oracle WebLogic Server
- База данных: Oracle Database
- Фронтенд: JavaScript, HTML5, CSS3
- Аналитика: SAP BusinessObjects, Oracle APEX
- Документооборот: Интеграция с системами электронного документооборота
- Масштаб: Обработка отчетности сотен энергетических компаний РФ